РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Грани/1963/№ 54/

Пути русского эстетического индивидуализма (Накануне смены поколений)

В статье рассказывается о книге Александра Бенуа под заглавием "Возникновение "Мира искусства", воспоминания о русских писателях и художниках.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Искусство Николай Еленев Пути русского эстетического индивидуализма НАКАНУНЕ СМЕНЫ ПОКОЛЕНИЙ В рурском искусствоведении до сих пор нет непредвзятого монограсрического труда, который был бы посвящен истории «Мира искусства» и выяснению проблем, которые связаны с ним. <...> Но если мы не располагаем работой исследовательского толка, научно и объективно освещающей столь важное явление, то этот пробел отчасти восполняется другим источником, хотя ему присущ характер только мемуарного очерка. <...> Мы имеем в виду небольшую книжечку Александра Бенуа под заглавием «Возникновение «Мира искусства». <...> Сведения фактического рода, приводимые Бенуа, важны как данные современника, а потому, излагая историю «Мира искусства», мы ими широко воспользуемся. <...> Разнообразие это, в конечном счете дававшее все же равнодействующую сил «Мира искусства», а впоследствии переросшего его эстетического индивидуализма, может быть пояснено на отдельных примерах. <...> Так, крайний индивидуализм отдельных общественных ячеек эпохи взрастил тепличное, изощренно-чувственное искусство Константина Сомова. <...> Но задача исследования языческих пережитков и языческого мироощущения в русском искусстве (начиная от так называемых шатровых церквей, многовековой народной игрушки, орнамента, вышивок и кончая ранней скульптурой Сергея Коненкова) еще предстоит перед учеными. <...> Многие вещи этих художников зависели от русской иконописи, т. е. совсем иного источника. <...> Замечательно, что подобное искусство уживалось с психологическим портретом Серова, в значительной степени выученика западноевропейских школ и одного из самых выдающихся представителей русского эстетического индивидуализма. <...> Несомненный эгоцентризм большинства художников объединения «Мира искусства», участвовавших в создании «Русских спектаклей» (так называемых сезонов) за границей, претворялся в общенациональное утверждение самобытности русской художественной мысли. <...> Однако <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: